Смертные грехи.

                            Грехи смертные.

 

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: — Учитель!  Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать  таких  камнями: Ты что скажешь?

Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им:  — Кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять  наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших,  до  последних;  и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись,  и, не видя никого, кроме женщины, сказал ей: — женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?  Она отвечала: — никто Господи.  Иисус сказал ей:                            — И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

( Иоан., гл. 8, ст. 1-11)

 

У человечества злой инстинкт сильнее, чем  к добру. Страх и сила более имеют над ним  власть, чем разум. Надо заметить, что люди с дурными инстинктами многочисленнее добрых, поэтому лучшие результаты в управлении ими достигаются насилием  и устрашением, а не академическими рассуждениями.

                            Морис Жоли. ,,Диалог в аду между  Маккиавели и Монтескье».                  

 

 

В христианском учении насчитывается    семь смертных грехов.   Определение смертных  грехов не основывается на библейских текстах, они появились в текстах богословов позднее.

Смертные грехи: Гордыня ( тщеславие, спесь, высокомерие), Зависть, Гнев, Леность ( лень, праздность, уныние), Алчность ( жадность, скупость, сребролюбие), Чревоугодие, Сладострастие (блуд, похоть, распутство).

Эта тема доходчиво, для современника, раскрыта в американском детективном триллере ,, Семь‘’.  режиссёра   Дэвида Фингера. В главных ролях Брэд Питт, Морган Фримен. Фильм рассказывает о расследовании   двумя детективами — напарниками  серии убийств, которые связаны с семью смертными грехами.     Убийца возомнил себя орудием Бога, решив покарать каждого из семи за какой-то смертный грех.                                                                 Кроме христианского  понятия семи смертных грехов ,,Семь ‘’ связан с литературными произведениями.    В фильме большую роль играет ,,Божественная ко комедия Данте Алигьери.                                                                              Это  произведение  Данте представляет собою  грандиозную аллегорию  людского бытия,  греха и искупления  с религиозной и нравственной  точек зрения.  Каждый человек носит в себе и ад и рай:                                                          Ад – духовная смерть, господство греховного телесного начала, образ зла и порока;  Рай – воплощение добра, добродетели, внутренней гармонии и счастья;  Чистилище – переходный этап из одного состояния в другое путём раскаяния.

Данте избрал для поэмы сюжет, воспламенявший, в первую очередь, его собственное воображение.

Главный герой поэмы – он сам; это он падает, отчаивается, борется и воскресает. Именно он после смерти Беатриче очутился в лесу юношеских заблуждений, однако сумел выбраться оттуда благодаря изучению философии, а затем обрёл успокоение и надежду вечного спасения в вере и  богобоязни.

 

Переступив границу зрелых лет,

Я в тёмный лес вошёл и заблудился.

И понял, что назад дороги нет…

                    Пантера, лев и волчица, преградившие путь поэту к солнечному холму, олицетворяли три порока, считавшихся в средние века самыми главными  причинами людской испорченности: сладострастие, гордость и алчность.

*

 

Я человека встретил под горою…

И, потеряв рассудок,  прокричал:

,, Кто б ни был ты – живой иль приведенье,

Спаси меня! ‘’  И призрак отвечал:

,, Здесь гибель царствует одна;

Иди за мной, не ожидая худа.

Я выведу – мне эта власть дана‘’.

 

Мой проводник кивнул,  что он согласен,

Тогда за ним побрёл я по пятам.

Туда, где даже воздух был опасен.

                                                   Гюстав Доре.

Фигура Вергилия, его спутника,  имеет аллегорическое значение.  Для Данте Вергилий – это воплощение разума, высшего развития мыслительных возможностей человека, которого можно достигнуть без помощи божественного откровения.

*

 

За мной ни для кого надежды нет! –

Вот надпись что над входом в Ад чернела.

 

За мною – мир страданий и мучений,

За мною скорбь и слёзы без конца,

Мир падших душ, печальных привидений.

Я правосудье высшее Творца,

Могущества и воли осознанье,

Творение Небесного Отца.

Воздвигнутое  раньше мирозданья.

Бесстрастно я гляжу столетьям вслед.

Ни гнева нет во мне, ни состраданья.

, ,,Врата Ада ‘’  Огюст  Роден.

 

Роден восхищался ,, Божественной комедией ‘’ Данте.

Роден силу мысли и мастерства вложил в эту скульптуру, создав неповторимые  ,,Врата ада’’.  Композиция насчитывает 108 фигур,  многие стали отдельными скульптурами. Большинство фигур композиции – варианты пороков человеческих, которые непременно встанут перед дверями в загробную жизнь.

В центральной части ворот мы видим знакомого ,, Мыслителя ‘’, печально смотрящего сверху вниз на грешников, пробирающихся к вратам.

Здесь пороки человечества – льстецы, насильники, самоубийцы, ростовщики. Каждому пороку отведено своё место, нет ни одной фигуры, которая не несла философскую печать.

*

                            Любовь – адское пламя. Франческо и Паола.

 

Любовь – опасная подруга –

В груди Паоло вспыхнула огнём.

Пленился он блаженной негой юга,

Которая  жила во мне, но мук

Не мало я познала от супруга.

На страсть Паоло, словно звук на звук,

Я в тот же миг откликнулась любовью.

Но подстерёг влюблённых мой супруг.

И всё, что было светом, стало кровью.

Так чувство нас на гибель обрекло.

О, сколько наслаждений и чудных грез

им посулил удел,

А дал в итоге – вечный гнёт мучений.

                               Габриэль Россетти. Паоло и Франческо.

Согрешившие против освящённых уз, убитые без покаяния Франческа и Паоло осуждены на вечные муки, но и смерть их не разлучила.

*

                                               Лес самоубийц.

 

Знай: всякий раз, когда покинув грудь,

Душа самоубийцы вылетала, —

К седьмому кругу Ада жуткий путь

Указывал ей Минос. И тогда-то

Она, спеша, боясь передохнуть,

В лес этот направлялась без возврата.

В глухую чашу, где всегда темно,

Рок,  не щадящий злобы и разврата.

И вот что знай: покуда мы растём

Нас час за часом муки убивают.

*

  Граф Уголино и архиепископ Руджери (предательство).

 

Предатель граф Уголино  архиепископом Руджери был заточён в башню,  обречён на голодную смерть; там обезумев  он пожрал своих детей. В средние века предательство считалось тяжёлым грехом, так же как и  чрезмерная жестокость.

… Здесь мы ближе, чем  два брата.

 

И вдруг в огромной яме увидали

Двух грешников; уселся верхний так,

Что телеса его, как шапка накрывали.

Того, что ниже, верхний вурдалак,

Урча в затылок нижнего вгрызался,

Как будто голод утолить никак

Не мог и только гневом наливался.

 

А он, от лютой ярости сгорая,

За мерзкий череп принялся опять.

 

 

                                                      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *